Как Лады назывались за рубежом?

Как Лады назывались за рубежом?
19:20, 19 Окт.

Жемчужина советского экспорта — продукция Волжского автозавода. Сколько разных и интересных машин появилось на свет благодаря сотрудничеству тольяттинцев и зарубежных импортёров. Можно целую вечность, словно ребёнок у витрины «Детского мира», рассматривать облагороженные Жигули, Самары и Нивы, изучать их яркие спецверсии, попутно водя пальцем по карте мира, удивляясь широчайшей географии поставок.

В лучшие годы на экспорт уходило до 25% выпуска Тольятти, а общее количество машин превысило семь миллионов.

2101/2102 Экспортная программа стартовала в 1971 году, а первенцем стал ВАЗ-2101 классической компоновки.

Жигули для иностранцев получили имя Lada, к которому в зависимости от рынка прибавляли тот или иной индекс. В странах Социалистического содружества это был 1200. А через три года свои двери для Жигулей распахнула Северная и Западная Европа, и лексикон пополнился названиями 1200 S, 1200 E, 1300, 1300 ES.

Поставляемые за рубеж Лады были оснащены богаче аналогов для внутреннего рынка, хорошо собраны и отделаны изнутри более качественными материалами, а в конструкции использовались детали зарубежного производства.

Дальше уже в дело вступали дилеры на местах, которые старались по-своему приукрасить автомобиль.

В Великобритании дорогие версии 1300 ES продавались с декоративными наклейками на боковинах и винилом на крыше. В 1972-м к экспортному седану 2101 присоединился универсал 2102.

Он также пару лет продавался в странах соцлагеря, а когда родственный Fiat 124 сняли с производства, вазовская пятидверка добралась и до прочих европейских стран — Австрии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Франции, Финляндии, ФРГ, Швеции и Швейцарии.

Помимо индексов 1200, 1300 и 1500, в названии можно было встретить приставки Kombi, Break или Universal.

Как и седан, универсал был доступен с бензиновыми моторами 1.2 (64 л.с.) и 1.3 (69 л.с.), однако грузопассажирскую версию можно было заказать ещё и с полуторалитровым (72 силы).

Автомобили за границей приняли тепло, а в первый же экспортный год иностранцам отправили 57 тысяч машин. 2103/2106 Щедро украшенный хромом ВАЗ-2103 проблем со сбытом не испытывал. В странах соцлагеря модель охотно использовали не только частники, но и работники государственных ведомств.

Экспортная «тройка» сохранила знакомые названия 1200, 1300 и 1500, но у машин с полуторалитровым мотором на некоторых рынках были более приятные имена.

В Германии, Испании, Италии, Франции и Югославии это была Lada Comtesse, в Великобритании — Lada Diva. Была даже Lada Toscana — в Канаде, где дилерская сеть представительства Lada Cars of Canada в последствии разрослась до 70 центров.

К дилерам Lada приходила с улучшенными окраской и защитой кузова от коррозии и более качественным интерьером, а дальше продавцы по желанию доукомплектовывали седан всяческим оборудованием.

Наиболее глубокое вмешательство — установка автоматической коробки передач General Motors 3L30 с тремя ступенями, которую делали на заводе в Страсбуре.

Под эту переделку в Тольятти сделали отдельную версию 1500 S Automatic, двигатель которой дополняли карбюратором Weber итальянского производства. Итогом модернизации «тройки» стало появление в 1976 году модели ВАЗ-2106.

Блестящих деталей во внешней отделке поубавилось, вазовцы изменили экстерьер и салон, пересмотрели гамму моторов. Были новости и на заграничных рынках.

В Германии импортёр Deutsche Lada начал продавать дорогие оспортивленные версии 1600 LS, сделанные своими силами. Похожий седан Lada 1600 ES предлагал и британский дилер Satra Motors, устанавливающий виниловую крышу, руль с кожаной отделкой, стереосистему и литые колёса с шинами Goodyear.

А для канадского рынка подготовили модификацию 1500 S с оригинальным алюминиевым передним бампером с чёрными накладками и подфарниками.

2105/2107/2104 Угловатый седан 2105 продержался на конвейере дольше всех классических моделей ВАЗ — 30 лет! «Пятерка» встала на конвейер в январе 1980-го, а спустя год в Тольятти наладили экспортные поставки, нити которых в короткие сроки протянули во множество стран на всех континентах, кроме Антарктиды.

Наиболее известные псевдонимы для иностранных рынков — Lada 2105, 1200/1300/1500, Riva и Nova.

Под двумя последними именами «пятёрка» предлагалась в Великобритании, Германии и Венгрии. Прочие названия были не столь раскручены — Signet и Laika для рынков Канады и Южной Америки соответственно.

Наиболее бурная фантазия по-прежнему была у работников Deutsche Lada, которые предлагали несколько модификаций с налётом спортивности.

Nova Junior, Nova GTS и Nova Spezial получили аэродинамические обвесы из композитного материала, литые колёса Melber KBA и более дорогую отделку салона, но первые две модели комплектовались моторами 1.

2 и 1.3, а Spezial — полуторалитровой «четвёркой». Некоторые дилеры продолжили устанавливать и джиэмовский «автомат» 3L30, с которым Лады имели спрос в Западной Европе и Канаде.

В 1982-м в Тольятти начался выпуск седана ВАЗ-2107 — облагороженной «пятёрки» с подретушированным передком, хромированными элементами снаружи и новым салоном. В списке экспортных названий появился индекс 1600, к которому в зависимости от рынка сбыта прибавляли SL, SLX и даже SLX Sport.

Снова в гамме появилась Lada Toscana, только теперь это была спецверсия для Германии с тиражом в 200 штук.

Наиболее же яркой среди всех исполнений «семёрки» считается Lada 2107 Turbo от финской компании Konela. Серьёзный внешний тюнинг отлично сочетался с наддувным мотором 1.

5, отдачу которого подняли с 75 до 110 л.с. Аэродинамика кирпича не мешала разгоняться до 180 км/ч. Позже всех в семействе вышел универсал ВАЗ-2104 — в 1984 году. В Канаде автомобиль продавался как Signet Wagon и на него распространялась дилерская гарантия три года или 80 000 км (и пять лет — от сквозной коррозии).

Покупателям на Туманном Альбионе предлагали «четвёрку» под именем Riva Estate, в Германии — Nova Kombi, во Франции — Kalinka Olympe, а в Аргентине — 2104 SW.

Особые надежды ВАЗ связывал с дизельным двигателем собственной разработки, который планировали ставить в том числе на экспортные универсалы 2104.

Атмосферник на 53 силы был готов к середине 1980-х, но денег на его запуск в производство на тот момент не было. Переднеприводники первой серии Классическое семейство всегда было тесно связано с Европой, и Волжский автозавод не стал изменять себе.

В разработке первой переднеприводной модели бренда — ВАЗ-2108 — советским инженерам помогали специалисты Porsche.

Запуском новинки в производство и отладкой оборудования на предприятии занималась «дочка» Фиата компания UTS, а со многими европейскими производителями были подписаны контракты на поставку комплектующих.

«Восьмёрку» начали делать в 1984-м, а в следующем году началась экспансия на зарубежные рынки под именем Lada Samara. В Великобритании, Франции и Канаде нейминг был именно таким, но во многих странах ещё прибавляли то или иное слово.

В Австралии им было Volante или Deluxe, в Австрии — Sprint, а в Голландии — Saga. Трёхдверка очень быстро стала популярной. Если в 1985-м общее количество экспортных Самар составило 76 тысяч, то год спустя — 137 тысяч.

При этом до крупного рынка Великобритании Samara добралась лишь в ноябре 1987-го. Западная пресса хвалила Ладу за высокое качество сборки, хорошую обзорность, боевитый двигатель и приятную управляемость.

Реноме «Porsche для бедных» многие иностранные дилеры поддерживали классными спецверсиями с оригинальными обвесами, литыми колёсами, спортивной атрибутикой в салоне и расширенным списком оснащения.

У французского импортёра Poch была Samara GLS, финский дилер Konela подготовил Самару 1500 с четырьмя квадратными фарами, а бельгийская фирма Scaldia-Volga вошла в сердца людей с культовым хэтчбеком Samara Carlota, к внешности которой приложил руку бывший вазовский дизайнер Владимир Ярцев.

В Греции у местных продавцов была в наличие Samara MR, а в Англии — Samara Springer, которой завершились продажи «восьмёрки» с «коротким» передним крылом на этом рынке.

Не остались в стороне и австралийцы.

Фирма бывшего гонщика Питера Брока, занимавшаяся доработкой Холденов, выиграла тендер на реализацию Лад в Австралии. И наряду с обычными версиями покупателям предложили серьёзно модифицированную.

Спецы отделения Brock Production Team приукрасили экстерьер новыми бамперами, накладками на пороги, решёткой радиатора и легкосплавными колёсами с шинами Pirelli, установили более комфортные передние кресла и доработали подвеску для более приятной езды на малых скоростях.

Всего с 1988 года было сделано около 6000 автомобилей Samara Deluxe by Brock с 65-сильным мотором 1.

3 и пятиступенчатой «механикой». К слову, бытует мнение, что СССР поставлял Лады на зелёный континент в счёт долга по пшенице перед Австралией, а Питер Брок не особо хотел ввязываться в историю с продажами советских машин.

Но годом ранее фирма Holden прекратила с ним сотрудничество и на горизонте замаячила перспектива банкротства. Особое внимание — кабриолетам на базе «восьмёрки». Импортёры в разных странах строили свои открытые версии с разной степенью проработки.

По заказу фирмы Deutsche Lada ателье Bohse сделало около 600 двухдверок Lada Samara Fun, у которых сохранялись крыша над передними седоками и центральные стойки.

Однако та же Deutsche Lada продавала под своим брендом полноценные кабриолеты с тканевым верхом, дополнительными усилителями в конструкции кузова и кожаной обивкой сидений.

Самым же известным кабриолетом Lada Samara стала Natacha. Это был совместный проект Волжского автозавода и импортёра Scaldia-Volga. За основу взяли проект бельгийского кузовного ателье Garage Meeus, которому помогал вазовский конструктор-кузовщик Владимир Усов.

Жёсткость остова после срезки крыши компенсировали усилителями в районе передних и средних стоек, вдоль порогов и в задней части машины.

Металлические балки добавили к массе 70 кг, которые нагрузили и без того не самый мощный стандартный мотор с 72 силами. Другой Владимир, Ярцев, который до этого рисовал открытый прототип Lada Samara San Remo, отвечал за внешний вид Наташи.

Производством же занималась фирма Ernst Berg Systems из Бельгии. На её мощностях с 1990 по 1995 год собрали 456 кабриолетов.

С выходом на заграничные рынки пятидверной Самары (она же — ВАЗ-2109) переднеприводному семейству удалось достигнуть экспортного пика — 157 тысяч машин! Разумная ценовая политика, хорошая репутация соплатформенной «восьмёрки», широкая география поставок и разнообразие версий сделали своё дело.

Экспортную «девятку» предлагали в странах Южной Америки и Африки, в Канаде и во многих странах Европы.

Deutsche Lada продавала Самару в исполнениях Hanseat, Top, Night, Summertime и Optima, в Австрии модель была известна как Samara XTX. Продолжали творить красоту импортёры Konela и Scaldia-Volga.

Samara Baltic с инжекторным мотором 1.5 (78 сил) выглядела не столь привлекательно, зато прописку имела европейскую. Её производство наладили на финском предприятии Valmet.

Кузов был оцинкован, качественнее окрашен и лишён швов в местах соединения крыши и задних крыльев. В салоне — фольксвагеновский руль с подушкой безопасности, иные передняя и дверные панели, сиденья с велюровой отделкой и другой набивкой.

Базовая Samara Baltic L выглядела, как российский аналог, а вот для более дорогих версий подобрали оригинальную решётку радиатора и бамперы в формате биодизайна.

Машину выпускали два года и за это время финны сделали 14 тысяч «евро-Самар». Хотя ежегодный план был 20 тысяч. Первый свой переднеприводный седан в Тольятти выпустили в 1990-м.

На экспортных рынках уже наметилась небольшая просадка, которая через несколько лет трансформировалась в фатальный спад. Но ВАЗ-21099 застал тучные времена: Lada Samara поставлялась в Европу, Азию, Африку, Океанию, а также в страны Северной, Центральной и Южной Америки.

Количество имён в экспортном словаре было под стать. На некоторых рынках использовалось банальное Samara Sedan, но в Германии четырёхдверку нарекли Forma, в Канаде — Sable, а во Франции — Sagona.

Бессменный партнёр советских производителей Scaldia-Volga предлагал «девяносто девятую» под названием Diva, которая в дорогих версиях выделялась аэродинамическим обвесом и четырьмя круглыми фарами.

А с 2000 по 2007 год на сборочном предприятии компании Bognor S.A. в Уругвае ВАЗ-21099 выпускали под собственным именем Bognor Sagona.

Крупным рынком оставалась Великобритания, где у местных дилеров в шоу-румах стояла Lada Samara Saloon. Из неё же в 1994 году импортёр Lada Cars сделал коллекционную модель — 77-сильную Samara Juno в честь 20-летия присутствия Лады на Туманном Альбионе.

Бывший дизайнер Лотуса Колин Спунер подретушировал внешность новыми бамперами, накладками на пороги, молдингами на дверях и пятилучевыми литыми колёсами.

Новые элементы в салоне — спортивный трёхспицевый руль с кожаной отделкой, более дорогая обивка передних кресел, люк в крыше и аудиосистема Blaupunkt с четырьмя динамиками.

Гарантия на седан — два года или 50 000 км. Нива ВАЗ-2121 «Нива» — Альфа и Омега вазовского экспорта. Внедорожник находится на конвейере 45 лет, а с 1978-го поставляется на зарубежные рынки.

В списке — 110 стран мира и шесть континентов, включая Антарктиду, где на станции Беллинсгаузен трёхдверка эксплуатировалась 11 лет. При этом не все полноприводники приезжали из СССР — производство было налажено в Египте, Эквадоре, Уругвае, Румынии, Иордании, Украине и Казахстане.

Подавляющее большинство автомобилей оснащались бензиновыми «четвёрками», но мелкими партиями продавались версии с дизелем.

Фирма Жан-Жака Пока оснащала Ниву агрегатом Renault (88 л.с.), а с 1994 года предприятие «Ладаэкспорт» из подмосковного Чехова ставило на экспортный ВАЗ-2121 дизель Peugeot (65–75 л.

с.). Изначально экспортные модификации носили звучное и универсальное имя Lada Niva, но желание импортёров выделяться на фоне остальных коллег никто не отменял. Поэтому к общему знаменателю прибавляли различные слова.

Так мир узнал, что в Канаде продаётся Niva Trek, в Германии — Spezial и 5000, в Великобритании и Новой Зеландии — Cossack, а в Австралии и Испании — Bushman и iKRA соответственно.

Те же Нивы, что продавались в Италии, получали приставку к имени Job, в Исландии — Sport. А вы знали о существовании версий Austro Taiga, St. Tropez, Grande Large, Paris St.

Raphael, Hoggar и Deauville? Более того, порой название Lada Niva меняли на полностью оригинальное. Завод фирмы Bognor S.A. в Монтевидео делал Ниву под именем Bognor Diva. Каких только версий не было в дилерских каталогах по всему миру! Deutsche Lada готовила для клиентов не только трёхдверки в обвесах и на больших «зубастых» колёсах, но и исполнение California с большим панорамным люком, прикрытым матерчатой крышей.

Те же немцы позже предложили кабриолет Lada Niva Cabrio с трубчатым каркасом для усиления конструкции и серьёзно переделанной кормой с фонарями от «копейки».

А ведь были ещё Нивы с развитым и порой безумным аэродинамическим оперением Grand Large и St.

Tropez от французского дилера Poch , который также подписывал своим именем открытую Ниву Plein Soleil.

Даже в канадской провинции Новая Шотландия можно было купить Ниву-кабриолет местной сборки. На том же предприятии в промышленной зоне Halifax Autoport собирали Pickup 2121 Canada 4x4 с оригинальной грузовой площадкой, пластиковыми расширителями арок, защитой заднего стекла и вертикальными фонарями от GMC Safari.

Сборочная линия работала с 1990 по 1992 год, но за это время свет увидело 200 экземпляров.

Всего же с 1978 по 2022 год Волжский автомобильный завод отправил на экспорт свыше 700 тысяч внедорожников Lada при общем тираже без малого 2,5 млн штук. /m.

Рубрика: Автомобили и рынки. Читать весь текст на motor.ru.