Треть американских подростков признается, что им проще общаться с алгоритмом, чем с родителями или друзьями. Этот сухой статистический факт, на который ссылается авторитетное издание The Economist, — лишь верхушка айсберга глобальной трансформации.
Искусственный интеллект стремительно встраивается в процесс взросления, становясь для нового поколения одновременно репетитором, собеседником и игрушкой. Но кого мы воспитываем: более образованную личность или человека, не приспособленного к сложностям реального мира? Эксперты бьют тревогу: дети, выросшие в постоянном диалоге с ИИ, рискуют оказаться в социальном вакууме.
Чат-бот, в отличие от живого человека, всегда покорен, никогда не устает, не спорит и не отказывает.
Он создает иллюзию мира, вращающегося вокруг желаний ребенка. Результат, как предупреждает The Economist, может быть печальным: поколение, не готовое к компромиссам, критике и простому человеческому непостоянству. «Так-боты» воспитывают идеальных потребителей, но коллег, партнеров и друзей из них может не получиться.
Еще один риск — «эхо-камера комфорта». Алгоритмы быстро изучают предпочтения пользователя и предлагают только то, что ему нравится. Футбольному фанату плюшевый мишка будет рассказывать только о футболе, а репетитор — подбирать соответствующие примеры.
Таким образом из детства исчезает элемент случайности, столкновения с неизвестным, которое и формирует гибкость ума и терпимость.
Диета из одних лишь «любимых блюд» для интеллекта опасна. Однако было бы ошибкой видеть в технологии только угрозу. Как отмечает издание, «воспитание роботами имеет свои преимущества». В сфере образования ИИ творит чудеса, особенно там, где не хватает учителей.
Персонализированные программы уже демонстрируют впечатляющий прогресс в обучении грамоте и языкам, подстраиваясь под темп каждого ученика. Парадокс в том, что самые большие опасности скрываются в обличье дружелюбных игрушек.
В Китае, например, набирает обороты рынок детских товаров со встроенным ИИ. История с плюшевой игрушкой, втайне от родителей обсуждавшей с ребенком откровенные темы, — лишь первый тревожный звоночек. Добавьте сюда риски дезинформации (ИИ может генерировать убедительный бред), новые формы буллинга с помощью дипфейков и потенциальное влияние на уязвимую психику подростков.
Что же делать? The Economist призывает к незамедлительным «контрмерам»: Цифровая гигиена для родителей: критически оценивать, какой «цифровой няне» вы доверяете ребенка.
Жесткое регулирование: возрастные ограничения для чат-ботов должны не просто существовать, но и строго соблюдаться. Государства не должны повторять ошибки, допущенные с социальными сетями.
Перезагрузка школы: системе образования пора признать, что домашние эссе больше не являются достоверной мерой знаний. Школа должна стать местом, где компенсируют то, что вытесняет ИИ — живой спор, умение не соглашаться и строить отношения с теми, кто не стремится тебе угодить.
Детство стоит на пороге радикальных перемен. Задача взрослых — не запретить неизбежное, а найти баланс, где технологии будут служить инструментом для развития, а не удобной клеткой, в которой ребенок так и не научится быть человеком.
Рубрика: Технологии. Читать весь текст на android-robot.com.